29 июля 2017 года Президентом РФ В. Путиным был подписан Федеральный закон № 278 , который вносит много изменений в 171-ФЗ. В частности:

  1. Субъектам РФ вменяют в контрольные полномочия региональный государственный контроль (надзор). Это означает, что лицензирующие органы в регионах будут контролировать теперь не только организации-лицензиатов, реализующих маркированную алкогольную продукцию, но и других участников розничного рынка: организации и индивидуальных предпринимателей, торгующих пивом и пивными напитками, деятельность которых в настоящее время не подлежит лицензированию.
  2. К полномочиям региональных лицензирующих органов добавляется контроль за розничной продажей спиртосодержащей продукции, который раньше осуществлялся на уровне РФ. При этом на территории всей страны вводится полный запрет розничной продажи спиртосодержащей пищевой продукции, в том числе дистанционным способом, а также с использованием торговых автоматов. Для непищевой спиртосодержащей продукции Правительством РФ устанавливаются ограничения условий и мест ее розничной продажи, в том числе запрет в розничном звене отдельных видов такой продукции.
  3. В регионы возвращается право утверждать перечень территорий, в которых нет доступа в Интернет. При этом понятие поселений также уходит из законодательства — субъекты будут утверждать перечень населенных пунктов, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  4. Значимым для хозяйствующих субъектов является установление исчерпывающего перечня объектов общественного питания, в которых допускается осуществлять лицензируемый вид деятельности. Теперь реализовать маркированную алкогольную продукцию можно только в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе и буфеты. Другие объекты общественного питания, такие, например, как закусочная, не предусмотрены для осуществления розничной продажи алкогольной продукции по лицензии, в них можно реализовать только пиво. Однако на тех объектах, в которых в настоящее время есть соответствующая лицензия, можно осуществлять деятельность до окончания срока ее действия.
  5. Наличие установленных законодательством площадей торговых и складских помещений теперь определяется исходя из статуса населенного пункта, а именно является он сельским или городским. Ранее площади зависели от вида поселения, где находится данный населенный пункт.
  6. Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники. До настоящего времени требования к ККТ по алкогольному законодательству не предъявлялись, необходимо было только ее наличие.
  7. Вводится новое основание для отказа в выдаче (переоформлении, продлении срока действия) лицензии: наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган соответствующего заявления не уплаченного лицензиатом в установленный срок административного штрафа, назначенного за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. То есть, если ранее юридическому лицу назначался штраф, и он не был уплачен, либо был уплачен с нарушением срока, организация не сможет получить лицензию даже после уплаты штрафа позже установленного срока.
  8. В лицензии на розничную продажу алкогольной продукции теперь будут указываться значения координат характерных точек контура торгового объекта (в том числе и при оказании услуг общественного питания).

В связи с вступающими в силу изменениями, а также учитывая новые технические возможности, предоставленные регионам Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, региональные лицензирующие органы приступают к работе по привлечению к ответственности организаций и индивидуальных предпринимателей, нарушающих временные ограничения реализации алкоголя в рознице, а также реализующих алкогольную продукцию с «задвоенными» федеральными специальными и акцизными марками, то есть в тех случаях, когда в Единой государственной системе учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) зафиксирован повтор продажи одной и той же бутылки алкоголя. Такие нарушения не только влекут за собой привлечение к административной ответственности (в том числе и в виде штрафа), но также являются и основанием для аннулирования лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Источник информации